Инженер Семен Буллер думал о тракторах и комбайнах, хотя и работал на Черновицкой фабрике головных уборов, занимаясь выпуском мужских летних шляп и детских картузиков. А почему бы не изготовлять из отходов шляпного производства запасные части к сельскохозяйственным машинам? Ведь шляпы и картузики выпускались фабрикой из капрона, принадлежащего к семье прочных и легких сополимеров, из которых делают ныне и рамы станков и детали воздушного лайнера «ТУ-114».
Когда инженер пришел со своей идеей в местный «Тракторосбыт», там сразу же за нее ухватились. Решили попытаться сделать из капрона втулку для опорных катков пропашного гусеничного трактора.
— Самая вредная деталь! «С нее и начинать!» —сказал старший товаровед Иван Макаренко.
— Почему вредная? — удивился специалист по шляпам.
— Для моего здоровья вредная… По нервам бьет! Заявки со всех сторон. Требуют, просят, угрожают… А разве напасешься, когда на нее идет полкило бронзы, а для каждого трактора нужно таких втулок двадцать четыре штуки в год?!
— Ясно! Будем добиваться улучшения вашего здоровья.
Через месяц была получена первая небольшая партия втулок из капрона. Сделали их на фабрике головных уборов с помощью весьма нехитрой пресс-формы и простейшего автоклава, в котором плавили капроновый лоскут.
— Теперь с образцами можно двинуть и в областное управление сельского хозяйства. «Прямо на технический совет!» —сказал Буллер.
— Погоди! — покачал головой Макаренко. — Давай раньше сами все испытаем, проверим, а совету останется только благословить!
В прошлом году во время весенней пахоты рационализаторы испытали новую втулку в трех районах. Испытания прошли под бурные аплодисменты механиков и трактористов. Втулки из отходов несколько легкомысленной с виду капроновой ткани оказались лучше втулок из самой солидной сортовой бронзы. К тому же бронзовая втулка стоит 16 рублей, а капроновая — почти в 10 раз дешевле. Лишь на одной этой втулке можно сберечь по Черновицкой области за год 100 тысяч рублей и несколько тоня дефицитного металла. Но ведь из отходов капрона можно делать не меньше полутора десятков различных втулок к сельскохозяйственным машинам. Ежегодная экономия по Советскому Союзу — миллионы рублей и целый эшелон меди, бронзы и стали!
Летом результаты испытаний и экономические подсчеты были переданы техническому совету. Рационализатор сиял, Макаренко улыбался… Ну, теперь-то их предложение одобрят и наверняка помогут внедрить!
Технический совет предложение одобрил, но решил, что не мешает провести повторные эксперименты. Они начались в Садгородской ремонтно-тракторной станции и затянулись до конца декабря. Между тем жизнь обгоняла канцелярских тихоходов. Весть о том, что «самую вредную», по выражению Ивана Макаренко, деталь удалось изготовить из капрона, быстро распространилась среди черновицких механизаторов. Фабрику головных уборов начали засыпать просьбами отпустить втулку. Фабрика сделала их сотню, другую, третью, но потом перестала принимать заказы… Иначе пришлось бы свернуть производство шляп.
Тогда механизаторы стали осаждать «Тракторосбыт». Подумали, подумали в конторе, да и заказали 3 тысячи деталей на местном чулочном комбинате. И у чулочников капроновых отходов хоть отбавляй.
Втулка из нового материала пошла в дело, начала жить, хотя, к сожалению, и на беспаспортном положении. Технический совет никак не мог собраться, чтобы подвести итоги повторным испытаниям и утвердить на втулку нужную документацию.
Разумеется, все материалы надо было двинуть и дальше, в Москву, в научно-исследовательские институты. Опыт черновицких рационализаторов мот бы стать всесоюзным достоянием.
Призыв партии экономить цветные металлы наконец-то вывел деятелей Черновицкого управления сельского хозяйства из длительного забытья. Руководитель технического совета и он же заместитель начальника управления П. Полищук говорит короткими, рублеными, полными оптимизма фразами:
— Все подытожим… Все утвердим…
В первой же декаде января! Втулка у нас пойдет!
Верим, что это будет так. С Новым вас годом, товарищ Полищук! Но ведь для того, чтобы «благословить» одну единственную втулку, вам понадобилось слишком много времени. А из отходов капрона можно делать целый ассортимент дефицитных деталей. Почему же не проверяются в работе, и они?
…На декабрьском Пленуме ЦК КПСС говорилось и о нехватке запасных частей к сельскохозяйственным машинам. В Черновцах радовались: их не помянули, их не поругали! Но участники Пленума, пожалуй, имели в виду и черновицких и других канцелярских тихоходов. Ведь если быстро наладить на местах выпуск капроновых деталей, то многие втулки к тракторам, автомобилям, комбайнам перестанут «бить по нервам» и товароведов и механизаторов.
Мы, конечно, не против повторных испытаний! Но нельзя забывать и о пользе оперативности.
А. Чижов
гор. Черновцы
От Крокодила. Я рассказал о предложении С. Буллера и И. Макаренко работникам Государственного комитета по автоматизации и машиностроению. Начальник Управления сельскохозяйственных машин и автомобилей Н. Тарасов тут же распорядился командировать в Черновцы представителя комитета для ознакомления с почином рационализаторов. Вот это по мне! Я именно за такую оперативность!