«Прошу вас спросить ответственных лиц, почему пассажиры, имея в руках билет, должны плакать…»
А. Гаспарян, г. Минеральные Воды
Причины плача, о котором сообщает читатель, таковы:
20 октября товарищ Гаспарян усаживал жену с шестилетней дочкой в поезд № 27 Кисловодск — Москва. При жене имелся билет № 500326 на место 37 в 20-м вагоне, проданный в Минеральных Водах.
Взгляните на карту железных дорог СССР. Между Кисловодском и Минеральными Водами существует станция Ессентуки. Ее расторопные работники на то же место выдали свой билет, уже за номером 702523. Естественно, женщина с ребенком нашла свою полку уже занятой. Таким образом, в наше повествование вкралась неточность: при всем желании не мог А. Г. Гаспарян усадить семью в поезд. Если так можно выразиться, он «поставил» ее в тамбур вагона. Там, в тамбуре, и плакали отъезжающие, а проводница, пожелавшая остаться неизвестной, с каменным лицом подала сигнал готовности к отправлению состава.
Скажем честно: мытарства семьи Гаспарян заслуживают внимания, и все же мелкие проделки ессентукских кассиров бледнеют на фоне акции, свершенной столичным железнодорожным узлом.
А было вот как: в Москве гастролировали три латвийских хоровых коллектива под управлением народного артиста республики профессора Иманта Кокарса.
Отпевшись в столице, хоры должны были вернуться в Ригу, для чего Латвийская филармония заблаговременно приобрела 230 билетов на фирменный поезд «Юрмала», отбывающий из столицы 9 октября.
Все 230 билетов оказались дубликатами… Так и ехали пассажиры — по двое на место.
Чем объяснить подобные железнодорожные шалости? Думается, корень зла надо искать в автоматике. Известно, что основная работа по распределению билетов ныне возложена на ЭВМ. Могло случиться, что компьютеру чем-то не понравились эти хоровые коллективы: допустим, он не уважал серьезную музыку. Не мотет Вотнянского и вагнеровский «Тангейзер» импонировали ему, а примитивный «Чижик-пыжик» или широко известная песня «Шумел камыш, деревья гнулись, а ночка темная была. Одна возлюбленная пара всю ночь гуляла до утра».
Вот так, отщелкивая вторые экземпляры билетов, предназначенные хоровым коллективам, компьютер мстительно восстанавливал в электронной памяти строки великого баснописца:
— Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши.
Чем пронять шкодничающую машину? Выговором? Недосмазкой трущихся элементов? Отключением на 15 суток? А если она разобидится и в дальнейшем вместо плацкартных билетов на скорый поезд «Рица» начнет выдавать билеты на спектакль театра имени Маяковского «Да здравствует королева, виват!»? Или еще чего похлестче выкинет?
Компьютерная душа — потемки.
В железный век технического прогресса бурно сокращается число стрелочников, на которых можно бы свалить вину. И единственное, что мы можем сделать, — это выразить глубокое сочувствие Министерству путей сообщения СССР. А вниманию многострадальных пассажиров предложить призыв, вынесенный нами в заголовок.
Фельетонист