О, простодушные сочинители!..
Едва они поставили последнюю точку в своих записках, как сломя голову полетели в Министерство торговли СССР, надеясь там получить ответы на все «почему!».
— Я думаю, такой материал не пойдет на пользу дела, —сказал первый заместитель министра П. Д. Кондратов, ознакомившись с записками. — Подобные публикации неверно формируют общественное мнение, акцентируя внимание читателей на отсутствии в торговле ряда товаров.
Авторы озадачились: как быть!
И речь-то они ведут не о каких-то супермодных вещах, а о насущном.
— Колготки и носки не растут на прилавках магазинов, — метко заметил заместитель министра С. Е. Саруханов
— Все, что торговля получает, все идет в продажу. Если в магазинах чего-то нет, значит, этого нам-не дала промышленность.
Вот, оказывается, как все славно.
Славно и знакомо. Торговля всю ответственность перекладывает на промышленность, а промышленность, как всегда, выдвигает тысячу объективных причин: недород одного, нехватка другого, моральное старение оборудования… Ну, а как же быть с тем, что магазинный прилавок — это, так сказать, последнее звено в длинной цепи удовлетворения нужд человека! Где-то активное влияние торговли на производство, о котором говорил Л. И. Брежнев на последнем Пленуме ЦК КПСС!
Нет, видно, морально устарело не только некоторое оборудование. Морально устарели взаимоотношения торговли и промышленности. Ведь кому как не работникам торговли знать все нужды людей, тон ко чувствовать мельчайшие изменения спроса и всеми силами добиваться от промышленности их удовлетворения!
— Да, мы знаем, к примеру, что у нас в стране на каждого человека идет в год шесть килограммов моющих средств: мыла туалетного и хозяйственного, стирального порошка, —сказал С. Е. Саруханов.
—Исходя из этого, мы делаем заказ промышленности и создаем на складах нормативный запас — моющих средств должно быть не меньше, чем на сто десять дней торговли.
У нас был запас даже на сто сорок дней. Но в результате какого-то слуха люди вдруг начинают покупать моющих средств в шесть раз больше, чем покупали раньше. Естественно, что почти полугодовой запас раскупается за месяц. Но ведь люди не стали в шесть раз больше стирать или чаще мыться. Значит, многие создают у себя дома запасы мыла и стирального порошка. А промышленность уже не может в шесть раз увеличить мощность. Вот и создается дефицит, ликвидировать который бывает затруднительно.
Что ж, всякие слухи, конечно, лихорадят торговлю. Но только ли в этом дело! А заявки торговли всегда ли безупречны! Вот случись, что все торговые заявки будут полностью удовлетворены промышленностью. Будет ли при этом полностью удовлетворено население!
— Население многих вещей не понимает, — грустно заметил П. Д. Кондратов.
— Вот пишут нам, что производство хлопка в стране значительно возросло, а многие хлопчатобумажные изделия стали дефицитом. Почему! Но товарищи не учитывают, что наша промышленность сегодня способна переработать не весь хлопок. Мы не считаться с этим не можем.
Вот, кажется, и докопались до сути. С одной стороны, Минторг СССР утверждает, что его заявки отражают спрос населения, с другой — подстраивается к уровню производства. А действительное положение вещей так и остается непознанным. Вероятно, руководители нашей торговли назовут такую позицию здоровым реализмом. Возможно, подыщется еще какой-нибудь благородный и даже возвышенный термин. Мы же наречем это сидением на двух стульях. А такое сидение и неудобно и не всегда кончается добром.
Вторая часть: Записки наивного человека часть 2