Детектив с пафосом

Детектив с пафосом из фильма Частное лицо

Сотрудник уголовного розыска в чине полковника ведет себя в общем-то обыкновенно: врукопашную сражается с десятком подосланных хулиганов-культуристов; проводит трудные, но успешные психологические поединки со своим коллегой и бывшим однокашником, который перестал по-хорошему гореть на работе и вообще купил «Жигули» символично канареечного цвета; прыгает на ходу с машины на машину; ну и, наконец, в финале фильма, насколько можно понять по некоторым признакам, руководит крупной войсковой операцией по задержанию преступника.

И все время думает (это необходимо: преступники тоже ведь не дураки, один из них, например, регулярно читает «Литературную газету»). Думы эти совершенно изматывают полковника, он почти не видится с женой, зато на десять ходов вперед распутывает все остросюжетные хитросплетения.

Казалось бы, ничего необычного; таковы будни уголовного розыска в любом детективе. Оригинальность происходящего в том, что все эти будничные подвиги полковник Лукьянов, главный герой нового фильма, совершает во время отпуска, в «одном южном, городе», куда он прилетает из столицы вместе со своей взрослой дочерью (впоследствии оказывается, это жена), чтобы отдохнуть. Таков смелый ход создателей трех серийного телевизионного художественного детектива «Частное лицом — автора сценария И. Менджерицкого и режиссера А. Лрошкина. Они вскрывают свежий, почти не тронутый авторским лемехом пласт: отдых уголовного розыска.

Образ полковника Лукьянова лепится авторами в традициях старого, доброго детектива. Нет, он не курит одну за другой папиросы «Беломорканал»; не засыпает глубокой ночью посреди рабочего стола, придавив ухом открытый том уголовного дела; не именует положительных подследственных «сынок», а преступные элементы — по-матерински, уменьшительным именем. И все-таки с детства знаком нам и близок этот внешне усмешливый, а внутри добрый, мягкий и отзывчивый человек. Он так проницателен, так безошибочно знает все, что было, есть и будет, так умеет сразу напасть на след и такую активность развивает, что местные кадры сбились с ног, действуя по его указаниям. А сами-то год бы возились, да и вообще не то расследовали… Давно уже образ сыщика не писался с такой милой незатейливостью, и в этом несомненная удача создателей фильма.

Наряду с достоинствами картина имеет, естественно, недостатки. Так, в целом интересный образ Тани — юной жены полковника Лукьянова, остается явно недогруженным. Муж, занятый расследованием, почти все время отсутствует, и Таня за исключением тех моментов, когда на нее в том или ином смысле покушаются преступники, попросту скучает. А ведь она вполне могла бы в это время спеть что-нибудь выразительное, глубже раскрыв свою лирическую сущность и обогатив скупую и сдержанную музыкальную канву фильма?

Можно, конечно, спорить о достоинствах и недостатках «Частного лица». Несомненно одно: авторы сумели убедительно и ненавязчиво показать, что вовсе не обязательно коротать отпуск в деревенской глуши — можно отлично отдохнуть и в шикарном отеле на Черноморском побережье. Надо только не прожигать жизнь в барах, на пляжах и терренкурах, а проводить свой отдых активно, не расставаясь с любимым делом.

Именно в этом, думается, а вовсе не в весьма банальных детективных передрягах, кроется глубокий смысл и созидательный пафос нового фильма. А детектив — что ж, это только художественный прием, занимательная форма, в которую авторы умело запрятали свою оригинальную мысль.

Вл. УСТЕНКО

Статья из журнала Крокодил (1981 год, выпуск 1)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
журнал Крокодил
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: